Вожусь тут с бисером, надо кое-что срочно доделать, посматриваю на камни, привезенные из Киева, предвкушаю и соображаю как бы в них прямо дома дырки пробить. Ибо надо. И вот пришла мне в голову очередная банальная мысля. Насчет "секретов мастеров".
На самом деле все мастера (назову так людей, довольно долго и регулярно создающих своими руками какие-то интересности, в данном случае я говорю о тех, кто занимается украшениями) делятся, имхо, на две глобальные категории. Первая, на вопрос "А как?!" говорит - ну вот так, вот так, и вот так. Вторая, в ответ на тот же вопрос, более или менее вежливо шлет лесом.
Имхо, и то и другое мнение имеет место быть, вот только в другом я почти не вижу смысла. "Почти", потому что, когда вопрос касается финансовой стороны и мастер, после своих откровений, начинает видеть как рынок сбыта наводняется поделками "на тему" это вопрос уже другой .
читать дальшеИ все же все равно особого смысла не вижу. Объясню почему.
Есть такое замечательное выражение у французов "Черт в мелочах". Не могу назвать себя мастером - я довольно редко что-то делаю, нет то времени, то желания и т.п., но кое-что я все же знаю и понимаю. Не говоря уж о том, что мне есть с чем сравнивать. И потому только взглянув на изделие, могу сказать - работа это мастера или любительская поделка, которая и смотрится так себе (как бы вокруг нее не охали те, кто подобную вещь видит впервые и не понимают, что пара деталей и это будет действительно красивое изделие, а не хендмеерская поделка, пусть даже красивая, но при взгляде на которую все равно видно - дешевка) и носить ее будет неудобно. Тому же, кто незнаком со всей этой кухней, порой достаточно просто сунуть в руки изделие профессионала и попросить просто наощупь сравнить его с тем, что сделано любителем. Поверьте, разница чувствуется мгновенно. А все дело именно в этих самых "мелочах".
Так вот, именно эти самые "мелочи" и делают мастера - мастером. Я сейчас говорю исключительно о технике, о прочем скажу чуть ниже. Если у меня попросят схему изделия - да бога ради. Если, конечно, мне эту схему мне не дал человек, который просил не популяризировать ее в массах, я предоставлю картинку. И ни в чем себе не отказывайте. А вот выйдет ли то, что выходит у меня и так же качественно...
И вопрос даже не в том, что я по каким-то причинам утаю "главное". Нет, просто есть вещи, которые для меня уже само собой разумеещееся, мне в голову не придет, что человеку это может быть неизвестно. Да и просто я могу делать что-то "на автомате", оно просто не вспоминается. А человек потом замучается.
Пример "в лоб", очень грубый. Большинство любителей создавать изделия из бисера работают на леске. В результате изделие получается жестким и стоит колом (а некоторые начинают перекручиваться). Нет, носить его можно, но... Но так быть не должно. Украшение должно быть мягким и потому выплетают их только на капроне. Исключения есть, но их очень мало. Леска используется, в основном для всяких цветов и листьев (да и то не для всех листьев, точнее не на всех изделиях) ну и в оплетении кабошонов. Ну это, предположим, я упомяну в пояснениях. Скажу какая нить (диаметр) и проч. А потом все равно человек скажет "не вышло". А что не вышло? Окажется, что изделие перетянуто или недотянуто. Порой недостаточно просто пояснить, надо увидеть что-то подобное, чтобы ощутить как оно должно быть. Есть один такой расшитый жгут (обычно именно их на леске и делают), который, однако, все же выплетается на нитке. Но он очень жестко держит форму. Просто нитка затягивается с большой силой (не люблю выплетать его, вечно потом все пальцы изрезаны). И, напротив, бисерные платочки выплетаются на ослабленых нитях (но не чрезмерно), иначе они не будут падать мягкими складками, как материал.
Не говоря уж о калибрах нитей, предпочтениях фирм, замках (не так уж много из них качественных), иглах, выбор бисера, калибра и фирмы (кстати половину бисера на прилавках магазинов можно сразу отправлять на помойку), его разновидностях, всяких узелках, прятании нитей (со светлыми могут возникнуть отделыне проблемы) и даже о том, когда именно эти узелки вяжутся и т.д., и т.п.
Но это то, да чего человек, помучавшись, рано или поздно дойдет сам. Скорее всего (хотя не факт, иногда такие ляпы наблюдаешь у людей, которые этим много лет уже занимаются, что просто диву даешься). А вот как сделать, чтобы на бисерной лилии не западали ряды на лепестках и он был ровным? Как сделать так, чтобы он без проблем держал желаемую форму? Оптимальное крепление замка. Проблемы с креплением камней в оправе. Отдельной темой иногда встают проблемы крепления деталей к сетке. И таких крохотных, но важных вопросов - до хрена. Конечно, если мой близкий друг спрашивает, как ему сделать вот такое вот - я из шкурки выскочу, но попытаюсь вспомнить все, что ему необходимо знать. Но это редкие и отдельные случаи. В массе же, даже если автор изделия упомянет все материалы, которые он использовал при создании изделия, оно все равно может выйти не так и не таким.
Но это, так сказать, техника. Это то, чему (если руки не совсем уж из одного места) можно научится. Меня вот учили, оттуда и знания. Но овладеть техникой, еще не значит стать художником. А мастер - он прежде всего художник. И вот тут уже начинается то, чему не научить, увы. Оно или есть или нет. Развить, может, и можно, но что-то маловато видно таких "развивающихся". Невозможно научить вкусу. На тех же курсах, когда вся группа делала одни и те же изделия - у одних глаз не оторвать, другие и не замечаешь (если не хуже). А ведь схема одна. И техника одинаковая. Но подбор цветов, сочетаний, отделки... Ну вбили человеку в голову то, что основа и расшивка делается исключительно на прозрачном бисере, натуральных оттенков, остальное только на отделку. Так он этой отделки столько насажает, что только клоуну на арену и то, тот еще подумает. Он не видит и глаза ему открывать - никто усилий прилагать не будет. Ткнут носом в ошибку раз, два, а дальше...
Так что "утаивать секреты" смысла не вижу. Кто хочет и стремится - рано или поздно и без тебя научится. А нет... ну так из него ничего все равно не выйдет. Всякие "тайны" имеют какой-то смысл разве что между равными профессионалами. Все остальное - неоправданные страхи, имхо.
P.S. Про финансовую сторону "секретов" я уже упоминал отдельно.А это всем любителям компенсация за то, что занял кусочек вашей фленты на свою нудятину. Имхо - очень милый кулончик.
www.magic-beads.ru/patterns/necklaces/1894/
У меня это тоже хобби и тоже тащусь
А кулон дивный, правда!
И его очень легко делать! Главное подобрать камень и бисер к нему, остальное - максимум час работы.
А что такое? (невинно)
Katze_Xks, может это выражение качеств характера?
Секреты мастеров - это не только про бисер. Ко мне периодически приходят друзья учиться монтажу. И да, можно рассказать, как работает пограмма, но как бороться с тем или иным её глюком... ты разберёшься только когда этот глюк станет твоей личной проблемой))
А в людях, которые хранят свои тайны за семью печатями, есть что-то... что меня раздражает. Делиться секретами надо - это даст толчок человеку для дальнейшего развития и выработки собственных секретов. Когда мастер отказывается делиться, возникает ощущение, что он боится конкуренции, ну т.е. я незаменим, расти я не хочу, но незаменимым останусь - потому что и окружающим расти не дам. Когда люди делятся, они наоборот стимулирую себя же к росту. Потому что я поделюсь тем, как монтирую в Вегасе, и побегу осваивать Афтер Эффектс, чтобы мои же "ученики" меня за пояс не заткнули. И с бисером - я уверена - так же.