И не вздумайте дернуть крест-накрест рукой...
Американский ученый-этолог Джон Кэлхун провел ряд удивительных экспериментов в 60–70-х годах двадцатого века. В качестве подопытных Д. Кэлхун неизменно выбирал грызунов, хотя конечной целью исследований всегда было предсказание будущего для человеческого общества. В результате многочисленных опытов над колониями грызунов Кэлхун сформулировал новый термин, «поведенческая раковина» (behavioral sink), обозначающий переход к деструктивному и девиантному поведению в условиях перенаселения и скученности. Своими исследованиями Джон Кэлхун приобрел определенную известность в 60-е годы, так как многие люди в западных странах, переживавших послевоенный бэби-бум, стали задумываться о том, как перенаселение повлияет на общественные институты и на каждого человека в частности.
Свой самый известный эксперимент, заставивший задуматься о будущем целое поколение, он провел в 1972 году совместно с Национальным институтом психического здоровья (NIMH). Целью эксперимента «Вселенная-25» был анализ влияния плотности популяции на поведенческие паттерны грызунов. Кэлхун построил настоящий рай для мышей в условиях лаборатории. Был создан бак размерами два на два метра и высотой полтора метра, откуда подопытные не могли выбраться. Внутри бака поддерживалась постоянная комфортная для мышей температура (+20 °C), присутствовала в изобилии еда и вода, созданы многочисленные гнезда для самок. Каждую неделю бак очищался и поддерживался в постоянной чистоте, были предприняты все необходимые меры безопасности: исключалось появление в баке хищников или возникновение массовых инфекций. Подопытные мыши были под постоянным контролем ветеринаров, состояние их здоровья постоянно отслеживалось. Система обеспечения кормом и водой была настолько продумана, что 9500 мышей могли бы одновременно питаться, не испытывая никакого дискомфорта, и 6144 мышей потреблять воду, также не испытывая никаких проблем. Пространства для мышей было более чем достаточно, первые проблемы отсутствия укрытия могли возникнуть только при достижении численности популяции свыше 3840 особей. Однако такого количества мышей никогда в баке не было, максимальная численность популяции отмечена на уровне 2200 мышей.
читать дальше

@темы: Жизненное, Люди

Комментарии
08.07.2015 в 19:49

Ничего не бойся. Это может и не случиться.
А можешь как-то озвучить своё мнение по поводу этого феномена? Почему тебе захотелось поделиться статьёй?
Я просто эти исследования знаю, и интересно было бы поговорить по этому поводу. Если конечно тебе тоже интересно?
08.07.2015 в 20:07

И не вздумайте дернуть крест-накрест рукой...
Elwen, завтра) Ща я уж с работы, дома у меня комп барахлит сильно, а с телефона неудобно)
08.07.2015 в 20:46

Ничего не бойся. Это может и не случиться.
ок =)
10.07.2015 в 11:16

И не вздумайте дернуть крест-накрест рукой...
Elwen, в общем "у верблюда два горба, потому что жизнь - борьба")))) Имхо, в случаях, когда популяции создаются идеальные условия для жизни останавливается процесс эволюции. Для развития существ необходимы усилия высшей нервной деятельности. А здесь происходит сбой системы - не надо прикладывать усилия к добыванию пищи, созданию запасов, отвоевыванию территории, поиску самки/самца, создания укрытий от погодных условий и хищников. Плюс ко всему начинается сбой в естественном отборе - в идеальных условиях выживают те особи, которые в естественных условиях не выжили бы. Сбой в общем механизме выживания начинает расшатывать и остальные механизмы, в том числе отвечающие за сохранение популяции, ломается репродуктивная система. Вспомним, в какой среде наиболее развиты всякие сексуальные отклонения - именно там, где нет особой необходимости в достаточно тяжелом труде - т.н. интеллигенция, творческие личности или просто богатая аристократия. Не зря есть выражение, которое многих бесит: "Пойди, повкалывай двенадцать часов у токарного станка и все размышления о (нужное подставить) пройдут". Не забываем еще и о том, что все мыши в эксперименте были достаточно близкими родственниками, что ведет к вырождению чисто генетическому, характеризующемуся в том числе отклонениями в психике. Мыши все же существа с высшей нервной деятельностью (или как оно там правильно называется).
10.07.2015 в 12:17

Ничего не бойся. Это может и не случиться.
Джон Ди, не могу не согласиться что когда всё есть, и ничего не надо как минимум в людях частенько что-то ломается. Все эти дети великих, на которых отдыхает природа как говориться и прочие.
Немного не соглашусь про вырожденчество при том родстве которое было у мышек - вообще есть такое понятие как "вязкость популяции" - поскольку по большей части животные живут на одной территории определённые степени родства совершенно нормальны, из-за этого же кстати несколько облегчается распространение годных мутаций. Негодных впрочем тоже, но тут уж дело естественного отбора =)

Вот какую идею хочу высказать для размышления. В природе есть механизмы регулировки численности популяций. Они разные, и завязаны на разные критерии. Не буду говорить про совсем простые типа голода и вымирания, расскажу про более интересные =) Есть виды у которых самки спариваются только с самцами у которых есть территория (которую они отвоевали в предыдущий период), а самцы у которых территории нет даже не пытаются что-то сделать, просто сидят на скамейке запасных. Есть критерии по которым "организм" "определяет" численность выводка - например у (вроде бы) дроздов, как пишет Докинз, от размера популяции на зимовке зависит 1 или 2 яйца отложат самки, а этот самый размер популяции определяется (тадам) - по уровню шума производимого стаей и соседями.
И теперь собственно 2 напрашивающихся вопроса:
- эксперименты с мышами проводился достаточно давно, и каковы шансы что им создали действительно рай на означенное количество особей? Может быть у мышей есть другие критерии определяющие расти популяции или нет, размножаться ли данной особи? Ну например размер когнитивной карты собственной территории? Может быть совершенно логично (не от излишеств, а от неочевидных исследователям недостатков) запустился процесс уменьшения численности.
- переходя на род человечий. Не для кого не секрет что мы довольно здорово размножились и выедаем ресурсы планеты нехило так. Может быть то что происходит с демографией (геи, чайлдфри, просто семьи без детей, одиночки) - это нормальный процесс? Это конечно звучит неприятно, для таких тщеславных ребят как люди, но может это тупо закон природы? =)
10.07.2015 в 13:21

И не вздумайте дернуть крест-накрест рукой...
Elwen, вот естественного отбора как раз в данной ситуации не было. Или же он очень ослабел (что мы видим в людях сейчас, правда благодаря развитию медицины).
Насчет регулировки слышал только, что у зайцев, что ли или у кроликов... во время голода плод может рассосаться. Не знаю правда или вранье, но вот так уж. Слышал еще про то, что пока у молодого льва нет возможности завести собственный прайд у него не отрастает грива, а по густоте гривы львицы как раз и определяют подходит им данный самец или нет.
Кстати у людей тоже есть нечто подобное, во время нехватки еды или стресса вызванного той или иной причиной женщина часто не может забеременеть.
Насчет условий и прочего есть у меня еще идея, что как-то связано это со старением популяции, что упоминалось. Может это как-то связано с иерархией, когда молодым мышам уже просто "нет места в этом мире", точнее в социальной его составляющей, может еще с чем, я не биолог и ничего сказать не могу, разве что догадки высказывать. Насчет территории я тоже думал, только у меня были мысли о чрезмерной скученности и отсутствии укрытий. У них же в этом кубе не было своих норок и возможности их завести, всем кагалом вместе тусили.
Насчет людей все же не соглашусь. Древняя Греция, Римская Империя, Византия, Российская Империя времен Серебряного Века - одно и то же. И, если в Библии есть хоть эхо реальных исторических событий, то можно вспомнить Содом и Гоморру. Перенаселения тогда не было, а происходили те же самые процессы. В определенных прослойках населения, конечно. Так и сейчас в определенных прослойках. И они не столь уж велики. Шума больше. Да и где? В Европе да в Америке. Европа крайне мала (по сравнению с общей территорией земного шара), а Америка... думаю, что там данное явление коснулось тоже только определенного круга людей. Восток, Китай, Мексику подобные проблемы не беспокоят или беспокоят мало. В России, могу сказать по собственным наблюдениям, тема поднимается в основном в мегаполисах. Стоит отъехать чуть в сторону и выяснится, что всем, в массе своей, плевать. То есть реально. Гей, лесби, би? Да бога ради, делай что хочешь, только к нам не лезь со своими проблемами, сам решай. Возражения возникают лишь в случаях типа педофилии и прочего. Но и тогда там не заморачиваются "правами" и прочим. В зависимости от ситуации или морду набьют, или забьют всем миром или, если забить не получится, посадят. Но и шлепнуть ребенка по попе не считают садизмом или проявлением каких-то странных наклонностей. Психика у людей более здоровая я бы сказал.
То, что происходит сейчас в Европе и Америке - закономерное развитие общества по Гумилеву. И закономерная же тенденция к вымиранию тех, кто находится в стадии гомеостаза. А Европа по сути сейчас вымирает, на место европейцев приходят товарищи с востока, которые интенсивно размножаются и не задумываются о том есть ли права у тех, кто хочет трахать детей и жениться на животных.

Кстати о Европе. Что-то не слыхал я о гей-парадах в Греции. По крайней мере в последнее время. Неужто их там нет? Думаю, что есть, но... Кстати, по ходу греки сохранили довольно большой пассионарный запал. По сравнению с остальной Европой, конечно.
Херней страдать можно, только когда есть что пожрать на сегодня и, желательно, на завтра. А когда этого нет, то тут уж не до того разрешили ли тебе жениться/выйти замуж за человека своего пола или нет.