И не вздумайте дернуть крест-накрест рукой...
Захотелось мне развить ту мысль, что братья Стругацкие в общем-то неинтересны Западу.
Не потому их не читают, что не переводят. Переводили. Даже в годы железного занавеса переводили. Но так и остались наши любимые братья для западного человека даже не второсортными писателями... Так, экзотика маловразумительная.
При том, что писательское мастерство - куда выше какого-нибудь там Хайнлайна позорного. На порядок выше.
Причина этого проста как три копейки. Стругацкие ничего не значат без Мира Полдня. Во всех смыслах. Мир Полдня ничего не значит без Советского Союза.
Произведения, не связанные с МП - например, "Пикник на обочине" - все равно связаны с ним же, родимым. Потому что Пикник - это "счастья для всех, даром...", и это Кирилл (очень важно!), русский ученый, который правда в самом начале гибнет, но светлый образ которого на жизнь главгера очень сильно влияет.
"Миллиард лет.." - это книга об ученых, о людях Мира Полдня, живущих в наше время; опять же уровень их проблем и трагедий непонятен западному бюргеру.
И так далее, какую книгу ни возьми. Есть еще фишка - разоблачение мещанства, антимира. Я не говорю о "ХВВ", но например, "Второе нашествие марсиан" - западному читателю тоже вряд ли была бы понятна коллизия... Как же можно разоблачать мещанство и обывательство, когда это, собственно говоря, основа мироздания и есть? То есть мы можем спорить, надо ли разоблачать мещанство - но для западного-то человека САМ ПРЕДМЕТ СПОРА неясен.
Да, есть поздние книги. Книги Разочарованных в Мире Полдня. То есть опять то же самое, вид сбоку. Западный читатель понять не может даже то, в чем они разочаровались.
Но собственно говоря, это было вступление.
И веду я к тому, что западному (и восточному тоже - главное, несоветскому) человеку непонятно само такое явление, как Светлое Будущее.
читать дальше
сперто
Не потому их не читают, что не переводят. Переводили. Даже в годы железного занавеса переводили. Но так и остались наши любимые братья для западного человека даже не второсортными писателями... Так, экзотика маловразумительная.
При том, что писательское мастерство - куда выше какого-нибудь там Хайнлайна позорного. На порядок выше.
Причина этого проста как три копейки. Стругацкие ничего не значат без Мира Полдня. Во всех смыслах. Мир Полдня ничего не значит без Советского Союза.
Произведения, не связанные с МП - например, "Пикник на обочине" - все равно связаны с ним же, родимым. Потому что Пикник - это "счастья для всех, даром...", и это Кирилл (очень важно!), русский ученый, который правда в самом начале гибнет, но светлый образ которого на жизнь главгера очень сильно влияет.
"Миллиард лет.." - это книга об ученых, о людях Мира Полдня, живущих в наше время; опять же уровень их проблем и трагедий непонятен западному бюргеру.
И так далее, какую книгу ни возьми. Есть еще фишка - разоблачение мещанства, антимира. Я не говорю о "ХВВ", но например, "Второе нашествие марсиан" - западному читателю тоже вряд ли была бы понятна коллизия... Как же можно разоблачать мещанство и обывательство, когда это, собственно говоря, основа мироздания и есть? То есть мы можем спорить, надо ли разоблачать мещанство - но для западного-то человека САМ ПРЕДМЕТ СПОРА неясен.
Да, есть поздние книги. Книги Разочарованных в Мире Полдня. То есть опять то же самое, вид сбоку. Западный читатель понять не может даже то, в чем они разочаровались.
Но собственно говоря, это было вступление.
И веду я к тому, что западному (и восточному тоже - главное, несоветскому) человеку непонятно само такое явление, как Светлое Будущее.
читать дальше
сперто
Блин, единственная интересная фраза во всей статье и - без доказательств. Ну что такое...
Ничего не могу сказать про Хайнлайна я его только в переводе читал.
А так, блаблабла гуманитарное.(
Тут можно только к фактам поцепляться, по типу: а вот эти писатели западные, но веили в светлое будущее...
"И только общество советское - поверило в Светлый Мир.
Это очень мощное социально-психологическое оружие. Чтобы его нейтрализовать, противнику (условному) пришлось раздробить общество на части и постепенно убедить каждого, что верить надо только в Свое Собственное, личное, индивидуальное светлое будущее. А в светлое будущее своей страны и всего мира верить не надо. "
Вот над этим я просто рыдала...
То есть, можно было бы спросить, где оно, светлое будущее, но автор подстраховался и заранее предупредил, что светлого будущего не случилось из-за вмешательства зеленых человечков. Значит ли это, что ментальное оружие бессильно против зеленых человечков?.. А если носить шапочку из фольги?
Эвелина Вау, почему? Мне кажется автор и не утверждает, что будущее могло бы быть. Он говорит только об идее, захватившей умы. И которой теперь нет. Которую, кстати, наше государство сейчас упорно пытается создвть - семейные ценности там, вера, вот только фиг что выходит.
То есть автор расписывает как клёво верить в то, существование чего не утверждает. Хм-м.)))
Человек не может жить без веры. На этом основаны все религии. Это потребность нашей психики что ли... "Одни верят в то, что бог есть, другие в то, что бога нет". Это помогает жить. Тем более, когда жизнь... не очень. Вера, пусть и в несбыточное, дает энергию идти дальше, стремиться к чему-то. А иначе - "Хищные вещи века" и слег.
Джон Ди
Ослик бежит веселее, когда у него на носу висит морковка...
Религия, в этом смысле, более последовательна: она-то однозначно утверждает существование Бога и в красках описывает наказания для неверующих; а не распинается, как полезно в него верить для
ускорения темпов социалистического строительстваувеличения дохода церкви. Плюс, существование Бога ни доказать, ни опровергнуть невозможно; а вот невозможность и бессмысленность "светлого будущего" историей показана довольно наглядно, имхо.Ну про ослика это да, ясен пень...
Я не очень хорошо понимаю, что такое "мещанство", но бездумную беготню за привязанной к носу морковкой признаком "элитарности" и "духовности" никак не могу счесть.
Теоретически - да. Но и уровень благосостояния в бездуховных западных обществах почему-то выше, чем в духовных восточных. В среднем по больнице... Но там это называется "обчество потребления" (но борьба с этим "обчеством потребления" не считается борьбой с "мещанством", простигосподи, почему-то), хищная весча, значит речь и не об этом тоже.
Люди работают не только за деньги, угу, но и не за "духовность", а за реальные и понятные им вещи. Можно ратовать за образование, за благотворительность, за помощь ближнему, за мир во всем мире - пусть не сегодня, но хоть наши внуки будут жить в мире с чистым воздухом и бесплатной медициной. Вот то, во что верили советские люди. Но не в духовность же! Не в веру ради веры.
А теперь говорится, как клево было, когда все верили, и как здорово было бы опять...